ФОРМА ОТПРАВКИ ДАННЫХ ОБ ОШИБКАХ
отметьте ошибочные данные и добавьте комментарий при необходимости
Находится на площади Труда в центре Волжского.
Автор: волжский художник-монументалист Н.Ф. Бароха.
Памятная стела установлена в 1979 г. Тогда на месте площади был бульвар Профсоюзов, и это была последняя улица города. В основании стелы была заложена капсула с посланием жителей города своим потомкам. Вскрыть капсулу и зачитать обращение будет можно лишь в день 75-летия города в 2029 г.
Николай Федорович Бароха - Заслуженного художник России, почетный гражданин г.Волжского.
Родился 21 ноября 1926 г. в с.Еремино Называевского района Омской области. Его отец, сибирский крестьянин, обладал крутым нравом. В 1930-х годах отец перевез семью из колхоза на прииски. Там Коля получил первоначальное образование в сельской школе. Когда началась война, мечтал попасть на фронт. В 1942 г. окончил школу ФЗО и работал поездным вагонным мастером на линии Сталинград - Поворино - Саратов. В 1943 г., прибавив себе год, Николай сумел-таки попасть на фронт пулеметчиком. Участвовал в боях на 2-м Белорусском фронте, был дважды ранен. 9 мая Бароха встретил в военном госпитале. Разрывная пуля попала в ногу, врачи предлагали ее ампутировать, но слишком велико было желание передвигаться самостоятельно - и ногу сохранили. Но и годы спустя ранение не давало покоя, получил вторую группу инвалидности.
После войны обучался в Киевском республиканском художественно-промышленном училище (1945-1950), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1950-1952), Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной. В 1954 г. был принят в Союз художников СССР. Окончив факультет монументально-декоративной живописи в 1956 г., по направлению вуза он приехал на работу в Волгоград. С 1964 г. живет и работает в г. Волжском Волгоградской обл.
Мастер владеет разнообразными техниками монументального искусства: флорентийская и керамическая мозаика, настенная роспись, монументальная композиция, фреска, рельеф, витраж, чеканка. С 1957 г. неоднократно участвовал в городских, областных, зональных и республиканских выставках.
В 1961 г. ему пришлось в составе группы молодых сталинградских художников бороться за право на художественное оформление Волжской ГЭС с бригадой московских художников. И сталинградцы победили! С тех пор панно на эстакаде Волжской ГЭС - три фигуры, а в вытянутой руке одной из них первый искусственный спутник Земли - стало символом созидательного труда советского народа.
Н.Ф. Бароха внес весомый вклад в строительство и формирование эстетического облика городов Волгограда, Волжского, Элисты. Самые известные его работы: роспись фойе Дворца труда в Сталинграде (1957); оформление города Элисты по случаю празднования 350-летия воссоединения Калмыкии и России (1958); рельефы на торцах городских зданий, витражи бассейна Центрального стадиона в Волжском.
В 1960-е годы работал директором Волгоградского отделения Художественного фонда РСФСР. Стал первым главным художником Волжского и долго занимал эту должность. Бароха был инициатором создания волжского городского выставочного зала, принимал активное участие в открытии муниципальной картинной галереи и музея культуры Волжского. Творчество и активная гражданская позиция Николая Федоровича завоевали авторитет, как среди коллег, так и среди поклонников его искусства. Его работы пополнили коллекции любителей искусства не только из России, но и из Германии, Испании, США.
Вдохновение и новые впечатления художник черпал из путешествий по родной стране. Он прошел пешком по Военно-Грузинской дороге, через Фанские горы в Самарканд, был на Камчатке, Урале, Кольском полуострове. В результате этих поездок родились пастели "Алтай", "Фанские горы. Узбекистан", "Горы Кавказа", "Пятитысячник" и рассказы о природе и путешествиях, опубликованные в различных изданиях Волгограда и Волжского.
Н.Ф. Бароха стал родоначальником большой художественной династии. Дочь Ирина Бароха, внучки Ульяна и Ольга Родины продолжили его традиции в творчестве и жизни. Всего же у Николая Федоровича 3 детей, 8внуков и 5правнуков.