ФОРМА ОТПРАВКИ ДАННЫХ ОБ ОШИБКАХ
отметьте ошибочные данные и добавьте комментарий при необходимости
Расположен на ул. Маршала Василевского в Советском районе Волгограда. Место недалеко от памятника на Лысой горе и Волгоградского государственного университета выбрано неслучайно - здесь в сентябре 2007 г. был заложен парк Памяти в честь Победы в Сталинградской битве. Торжественное открытие состоялось 2 февраля 2008 г. в канун празднования 65-й годовщины разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом. Танк установлен на металлическом постаменте, спереди табличка с надписью: "Танк Т-70 участвовал в боях Сталинградской битвы".
В августе 2007 г. танк вместе с останками экипажа был обнаружен в устье реки Червленой неподалеку от поселка Водный Советского района. Машину подняли со дна и передали музею-заповеднику "Сталинградская битва" для детального обследования, затем перевезли на предприятие "ВНИИТМАШ" для реставрации.
Во время осмотра находки не было обнаружено каких-либо серьезных повреждений. Директор музея-панорамы "Сталинградская битва" тех лет Борис Усик выдвинул версию: "Танк попал в воду не из-за того, что потерял управление. Скорее всего, водитель умышленно направил его туда, чтобы сбить охватившее машину пламя. Это легкий танк, и опасения, что водная стихия поглотит его молниеносно, не было. Однако расчеты не оправдались - глубина оказалась слишком большой".
Т-70 - советский танк периода Второй мировой войны, по мнению специалистов, лучший легкий танк того времени, превосходивший машины этого класса (массой до 15 т), выпущенные в Германии и США.
Разработан осенью 1941 г. на Горьковском автомобильном заводе под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей линейки отечественных легких танков тех лет. В январе 1942 г. Т-70 был принят на вооружение нашей армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. От предыдущей версии Т-60 он отличался усиленным бронированием, более мощным вооружением и силовым агрегатом, состоящим из двух карбюраторных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-11, спаренных последовательно.
Этот танк как нельзя лучше подходил для разведки боем, поддержки пехоты, для действий в лесисто-болотистой и резко пересеченной местности, недоступной другим танкам. Низкий силуэт и бесшумный двигатель делали Т-70 незаметным для противника, а высокая скорость и маневренность позволяли экипажам Т-70 поражать вражеские танки бронебойными снарядами в борт и корму. В одном строю с тридцатьчетверками Т-70 сражались под Сталинградом, на Курской дуге, участвовали в освобождении Советской Украины.
С сентября 1942 г. началось производство усовершенствованной версии Т-70М с усиленными ходовой частью и трансмиссией. Одним из его недостатков была малочисленность экипажа (всего 2 человека - больше просто не умещалось в небольшой и тесной башне!), поэтому командиру танка приходилось выполнять обязанности еще и наводчика, заряжающего, радиста и пулеметчика.
В октябре 1943 г. было принято решение о прекращении серийного выпуска Т-70. Всего было выпущено более 8000 машин этого типа, и Т-70 стал вторым по численности танком после знаменитого Т-34. Осенью 1943 г. на базе Т-70М заводы спроектировали и начали производство легких самоходных артиллерийских установок поддержки пехоты СУ-76М. Это решение было принято по результатам боевых действий лета этого года и большой надобности армии в установках такого типа. Кроме того, на базе Т-70 были разработаны прототипы лёгких танков с улучшенным вооружением и эргономикой, опытные образцы зенитных танков.
После Курской битвы Т-70 стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры в качестве командирских, разведывательных машин использовались до конца войны, в том числе в Висленско-Одерской и Берлинской операциях. Вскоре после окончания войны Т-70 был снят с вооружения Советской армии. Большое число танков этого образца сохранилось до нашего времени в военных музеях и мемориалах России, государств СНГ и стран дальнего зарубежья.